СОУТ: подробно об одной из важнейших процедур в системе охраны труда
Перед тем, как перейти к рассмотрению сути и определения понятия «специальная оценка условий труда», коснемся понятия «система охраны труда» (далее – ОТ). Под ОТ принято понимать совокупность мероприятий, носящих системный характер, нацеленных на обеспечение минимально необходимых условий труда, в которых жизнь и здоровье рабочих не подвергались бы опасности. Задачи, стоящие перед этими мероприятиями, должны решаться субъектами предпринимательской деятельности. Данные задачи возлагаются руководителями на отдельные службы. Области, которых касается описанная система, многочисленны – санитария, гигиена труда и т. д.
- Что такое специальная оценка условий труда
- Цели и задачи процедуры
- В отношении каких мест проводится процедура оценки и кто должен ее инициировать
- Права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих в процессе СОУТ
- Порядок проведения СОУТ
- Особенности СОУТ
- Организации, проводящие СОУТ
- Стоимость специальной оценки условий труда
- Услуга СОУТ
Что такое специальная оценка условий труда
Одна из ключевых ролей в рассмотренной системе принадлежит специальной оценке условий труда (СОУТ).
Согласно общим положениям №426-ФЗ от 28.12.2013 (в ред. от 30.12.2020 с изм. и доп.; далее – №426-ФЗ), специальная оценка условий труда (аббревиатура СОУТ; законодателем не используется, принята в профессиональных кругах) – это комплекс мероприятий, целью которых является выявление вредных факторов на рабочих местах. Это факторы среды (в контексте материала – производственной), влияние которых на человеческий организм может стать причиной заболеваний, различных функциональных нарушений и расстройств, а также привести к ухудшению здоровья в целом.
Процедура носит обязательный для всех субъектов предпринимательской деятельности характер, однако есть некоторые исключения. О них будет упомянуто далее.
Информация, полученная по итогам оценки, учитывается и принимается руководителями во внимание при расчете взносов на социальное и пенсионное страхование, при установлении сумм дополнительных выплат, а также в ряду прочих случаев.
В материале публикации рассмотрены ключевые моменты, касающиеся спецоценки рабочих мест, правомочия сторон трудовых правоотношений, возникающие в рамках СОУТ, а также прочие особенности, касающиеся процедуры. Также в материале кратко описаны этапы оценки.
Читать подробнее об основных этапах и особенностях проведения СОУТ.
СОУТ: цели и задачи процедуры
СОУТ как комплексная процедура предполагает оценку влияния факторов среды на персонал определенной компании, предприятия или на лиц, трудящихся в найме у прочих субъектов предпринимательской деятельности. Оценка проводится с учетом данных, полученных путем сопоставления зафиксированных экспертами значений с нормами, установленными органами, уполномоченными на это Правительством РФ. Нормы, определяемые такими органами, согласно ст. 3 №426-ФЗ, называются гигиеническими. Это нормы условий и значений факторов, не представляющих опасности и являющихся безвредными для человека.
Проверяемые рабочие места по итогам СОУТ подлежат присвоению отдельных классов условий труда.
Читать подробнее о классификации условий труда с учетом данных проведенных оценок.
Так, суть процедуры СОУТ сводится к анализу описанных факторов и к последующему выявлению степени их влияния на сотрудников, выполняющих трудовые обязанности на определенном предприятии.
В отношении каких мест проводится процедура оценки, кто должен ее инициировать
Специальная оценка, согласно закрепленным отраслевым нормативам (в т. ч. №426-ФЗ), не должна проводиться в отношении нескольких категорий рабочих мест. Это места:
- удаленных сотрудников, надомников, то есть лиц, ведущих деятельность вне предприятия или компании, не подвергающихся влиянию описанных ранее факторов;
- лиц, работающих с нанимателями, не прошедшими регистрацию, не имеющими статуса «индивидуальный предприниматель» (далее по тексту – ИП).
Также СОУТ не проводится в отношении рабочих мест лиц, являющихся членами или сотрудниками религиозных объединений.
В последнем случае есть один нюанс: обязанность инициировать оценку не накладывается на упомянутые объединения, которым был присвоен статус организаций, если они прошли регистрацию в порядке, предусмотренном №125-ФЗ (в ред. от 02.12.2019), согласно п. 3 ст. 3 №426-ФЗ.
Если дело касается спецоценки, проводимой в отношении рабочих мест лиц, несущих госслужбу и муниципальную службу, экспертной организации в процессе деятельности помимо №426-ФЗ необходимо руководствоваться отраслевыми нормативно-правовыми актами (далее – НПА), которыми регламентируются особенности такой службы.
Во всех прочих случаях спецоценка обязательна для субъектов предпринимательской деятельности, для чего тот или иной наниматель может привлечь экспертную организацию. Соответствующая обязанность возложена законодателем на все субъекты предпринимательской деятельности. Речь касается предприятий, компаний и ИП, которые заключают или уже заключили ранее трудовые соглашения с наемными рабочими.
Работодателем (нанимателем), согласно положениям Трудового кодекса, может быть признан прочий хозяйствующий и ведущий профессиональную деятельность субъект, если одним из его правомочий является правомочие заключения трудовых соглашений, но лишь тогда, когда это не противоречит нормам действующих законов, а также при условии, что субъект прошел регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке.
Права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих в процессе СОУТ
Права и обязанности исполнителей, заказчиков услуги (по СОУТ), а также работников, которые возникают у них в процессе оценки условий труда, рассмотрены ст. 4, ст. 5, ст. 6 №426-ФЗ.
Работодатели (наниматели)
Согласно ст. 4 упомянутого ФЗ, при проведении и в процессе спецоценки у нанимателей возникает ряд правомочий. Они могут:
- требовать от организации, которая проводит оценку условий труда, обоснования полученных результатов, запрашивать бумаги, подтверждающие ее соответствие закрепленным отраслевыми НПА требованиям;
- инициировать внеплановую спецоценку;
- изъявлять несогласие с действиями организации, которая проводит оценку условий труда (порядок изъявления несогласия (обжалования) регламентирован ст. 26 №426-ФЗ) и др.
Обусловленные процессом оценки условий труда обязанности, возникающие у собственников и владельцев предприятий, компаний и ИП с сотрудниками в найме, что уже было отмечено, также рассмотрены ст. 4 №426-ФЗ.
Наниматели должны:
- обеспечивать оптимальные условия для беспрепятственной оценки условий труда исполнителями;
- предоставлять последним сведения, данные, касающиеся рабочих мест, условий труда на них и прочего, если это не противоречит положениям заключенного между субъектами соглашения;
- содействовать проведению процедуры в рамках положений заключенного с исполнителем, привлеченным для СОУТ, соглашения;
- знакомить рабочих с результатами процедуры, разъяснять моменты, касающиеся оценки и сопутствующих процедур;
- улучшать условия труда с учетом данных, полученных по итогам процедуры и др.
За отказ от СОУТ и нарушение требований, прописанных законодателем в части проведения оценки условий труда, предусмотрены меры привлечения к ответственности.
Работники
Права сотрудников в найме у ИП и юридических лиц, а также обязанности, возникающие у них в процессе СОУТ, подробно описаны положениями ст. 5 №426-ФЗ. Их перечень намного меньше по сравнению с перечнем для нанимателей.
Работники могут:
- присутствовать на закрепленных за ними местах в процессе спецоценки;
- обращаться к нанимателю или исполнителю с предложениями, требовать разъяснения по возникающим у них вопросам;
- не соглашаться с результатами процедуры, в письменном виде излагать возражения (в том числе коллективно) в отношении проведения СОУТ.
Обязанность рассматриваемой категории субъектов (рабочих) одна – ознакомление с результатами процедуры. Прочие обязанности законодателем не предусмотрены (согласно положениям ст. 5 №426-ФЗ).
Организации (исполнители)
Исполнители, привлекаемые к оценке условий труда на рабочих местах сотрудников предприятий, компаний или лиц в найме у ИП, могут:
- отказаться от проведения работ в случае, если обнаружены риски и угрозы жизни или здоровью персонала, экспертов, силами которых проводится СОУТ;
- обжаловать предписания надзорных органов в регламентированном отраслевыми НПА порядке, результаты экспертиз спецоценки (подробнее об этом далее).
Обязанности исполнителя:
- предоставлять по запросу какого-либо субъекта правоотношений (нанимателя, профсоюза), возникающих в процессе оценки условий труда, сведения в части обоснования полученных результатов;
- давать разъяснения по возникающим у субъектов правоотношений вопросам;
- предоставлять бумаги по запросу нанимателей, подтверждающие факты соответствия требованиям, предъявляемым к экспертным организациям отраслевыми НПА;
- использовать допустимые методы, технические и измерительные средства, аттестованные в порядке, предусмотренном Минпромторгом (Приказ №4091);
- отказываться от СОУТ или приостанавливать ее в случаях, предусмотренных законодателем (пример – отказ нанимателя от взаимодействия с исполнителем в процессе оценки);
- предупреждать вероятность разглашения экспертами данных, составляющих коммерческую тайну, если они стали известны им в результате проведения оценки.
После завершения мероприятий в рамках оценки условий труда исполнитель, привлеченный к процедуре, должен подготовить результаты в установленной отраслевыми НПА форме. Впоследствии необходимо предоставление сопутствующих сведений нанимателю, заказавшему услугу.
Краткие сведения о порядке
Говоря об обязанностях собственников бизнеса, имеющих сотрудников в найме, в части проведения оценки условий труда, стоит отметить, что они должны организовывать процедуру и впоследствии нести все сопутствующие расходы, то есть финансировать спецоценку. Сопутствующие оценке мероприятия могут проводиться совместными усилиями субъектов правоотношений, возникающих в результате процедуры (наниматели, исполнители).
Подготовка
Чтобы организовать и провести оценку условий труда, на этапе подготовки работодателем формируется комиссия. Процесс сопровождается изданием соответствующего приказа. Дополнительно при подготовке к СОУТ утверждается график всех планируемых работ.
Процесс
В процессе оценки будет осуществлена идентификация ранее упомянутых факторов (вредных). На этом этапе перед экспертами организации-исполнителя будет стоять задача установления факта соответствия или несоответствия значений этих факторов нормам (гигиеническим). Для этого необходимо сравнение фактически зафиксированных (полученных) значений с рекомендуемыми. В процессе необходимо руководствоваться данными, включенными в особый классификатор (можно найти в Приложении №2 к Приказу Минтруда №33н от 24.01.2014 (не подпадает под требования об отмене ряда НПА №247-ФЗ от 31.07.2020)). Полученные результаты утверждаются комиссией, сформированной работодателем.
Документация
Если при проведении рассмотренных мероприятий не были обнаружены искомые факторы, если выявлено соответствие условий труда на определенных местах нормам, будет подготовлен особый документ – декларация соответствия.
Читать подробнее о декларации соответствия условий труда.
Данные по оценке подлежат оформлению особыми протоколами. По итогам оценки подготавливается классификация. Все условия труда на рабочих местах будут отнесены к определенным классам и подклассам, которые описаны подробно положениями (пунктами) ст. 14 №426-ФЗ.
Читать подробнее о классификации и принципах отнесения условий труда к определенным классам.
Организация, привлеченная ИП или собственниками предприятия, компании к оценке условий труда на рабочих местах, по результатам проделанной работы должна подготовить отчет. Его подписывают все члены комиссии.
Особенности специальной оценки: внеплановая СОУТ, изменения в сроках действия деклараций, другие особенности
В ряде случаев допускается проведение СОУТ в отношении только части рабочих мест. Речь о ситуации, когда на предварительном этапе были выявлены так называемые аналогичные места.
Читать о подсчете рабочих мест и о том, что значит «аналогичные рабочие места».
Внеплановая СОУТ
Процедура внеплановой оценки регламентирована отраслевыми НПА. Ее может инициировать собственник предприятия, компании или ИП с сотрудниками в найме в регламентированном законами порядке, при этом оценка условий труда является обязательной для всех субъектов предпринимательской деятельности в ряду случаев (основания рассмотрены №426-ФЗ). Иногда необходимость внеплановой оценки может возникнуть, к примеру, в случае получения нанимателем предписания по причине выявления в процессе надзорных мероприятий нарушений норм, закрепленных отраслевыми НПА.
Читать подробнее о внеплановой оценке условий труда.
Декларация соответствия
Есть нюанс, касающийся сроков действия деклараций: положениями №503-ФЗ от 30.12.2020 внесены правки в №426-ФЗ. Они коснулись срока действия деклараций соответствия условий на местах исполнения рабочими обязанностей нормативным требованиям. С момента вступления упомянутого закона в силу документы, о которых идет речь, стали бессрочными.
Основанием для переоформления может стать изменение условий труда на рабочих местах. Важно понимать, что в таком случае проведение СОУТ вне плана – обязанность, возложенная законодателем на компании и ИП с сотрудниками в найме.
Организации (исполнители), проводящие спецоценку
К исполнителям, оказывающим услуги по проведению оценки условий труда, законодателем предъявляются особые требования. Далее рассмотрены основные.
Передача данных об изменении области аккредитации лабораторий, количественного состава экспертов в органы, уполномоченные на реализацию государственной политики в части регулирования в сфере труда – обязанность, возложенная на экспертные организации (проводящие СОУТ) отраслевыми НПА.
В организациях, о которых идет речь, должны работать аттестованные и сертифицированные специалисты. К лицам, проводящим оценку условий труда, также предъявляются дополнительные требования (п. 3 ст. 20 №426-ФЗ). При условии несоответствия одному из требований, что важно понимать, эксперт не может быть привлечен к проведению оценки.
Стоит отметить, что законодателем предусмотрен особый принцип независимости исполнителей и экспертов, проводящих СОУТ. Согласно принципу, они должны руководствоваться только нормами Трудового кодекса и прочих отраслевых НПА, если положения последних касаются или же регламентируют СОУТ.
Ответственность исполнителей
Организации, проводящие оценку условий труда на том или ином предприятии, могут обеспечивать исполнение обязательств посредством заключения договора добровольного страхования ответственности.
Экспертиза качества
В отношении результатов оценки, проведенной исполнителем, может быть инициирована экспертиза качества.
Читать подробнее об экспертных организациях, которые проводят СОУТ.
От чего зависит стоимость СОУТ
Определение стоимости услуг исполнителями, специализирующимися на проведении оценки условий труда, осуществляется индивидуально для всех заказчиков. Цены не могут быть фиксированными уже потому, что особенности отдельных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность, различны.
Стоимость услуг по проведению оценки условий труда зависит от множества факторов.
Основные из них:
- количество подразделений в структуре предприятия, где планируется проведение оценки условий труда (если речь об одном предприятии, стоимость будет, что понятно, ниже, если же дело касается компании, в структуре которой несколько предприятий – выше);
- количество и особенности мест, в отношении которых планируется СОУТ;
- особенности деятельности субъекта, отдельных подразделений в его составе;
- объемы исследований;
- срочность оценки (чем быстрее нужна, тем больше выше будет стоимость).
Есть нюанс: если на предварительной стадии процедуры были выявлены так называемые аналогичные по условиям труда рабочие места, допускается СОУТ в отношении одной пятой от их количества. В последнем случае обязательным является соответствие ряда показателей и характеристик конкретных мест друг другу.
Читать подробнее о том, как рассчитывается стоимость спецоценки.
Услуга СОУТ
Остались какие-либо вопросы? Желаете заказать оценку условий труда или проконсультироваться со специалистом экспертной организации? Обращайтесь к нам!
Свяжитесь с нашим менеджером для уточнения деталей и стоимости СОУТ. Мы ответим на интересующие вас вопросы. Знаем о спецоценке все! Проводим необходимые работы в срок от 14 дней, оказываем помощь при регистрации деклараций соответствия условий труда.