Ответственность собственников бизнеса за отказ от проведения специальной оценки труда (СОУТ) или нарушение порядка процедуры, штрафы

Ответственность собственников бизнеса за отказ от проведения специальной оценки труда (СОУТ) или нарушение порядка процедуры, штрафы

Положениями №426-ФЗ установлено следующее: за реализацию государственного надзора за соблюдением регламента специальной оценки условий труда, предусмотренного гл. 2 упомянутого закона и методикой, утвержденной Приказом Минтруда №33н, отвечают уполномоченные на это исполнительные надзорные органы. Их деятельность регулируется положениями №197-ФЗ и прочими отраслевыми нормативно-правовыми актами (НПА).

Профсоюзный надзор за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности отраслевых требований и регламента спецоценки осуществляют представители инспекций труда в порядке, предусмотренном отраслевыми НПА (в сфере труда и деятельности профсоюзных организаций).

При условии обнаружения представителями надзорных органов и организаций нарушений в части порядка проведения специальной оценки собственники бизнеса могут быть привлечены к ответственности. Самая распространенная мера – назначение штрафов. Первично назначаемые штрафы обычно небольшие, а вот за повторное нарушение требований законодательства можно столкнуться с обязанностью уплаты крупных сумм.

Подробнее о штрафах и ответственности за отказ от проведения СОУТ

Инициация спецоценки – обязанность всех нанимателей. Есть исключения: субъекты предпринимательской деятельности с удаленно трудящимися наемными рабочими, с надомниками. Также обязанность проведения СОУТ не предусмотрена законодателем в отношении религиозных объединений, прошедших регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке и получивших статус организаций.

В прочих случаях проведение специальной оценки условий труда является обязательным.

Читать подробнее о сроках и периодичности проведения специальной оценки (СОУТ).

Отказ от соблюдения требований к процедуре и регламента, установленного законодателем в отношении оценки условий труда, в случае выявления нарушений может стать причиной привлечения должностных лиц, предпринимателей и компаний к ответственности в виде обязанности уплаты штрафов.

Штраф – одна из распространенных в данном контексте мер. В ряду ситуаций может быть назначена мера ответственности в виде дисквалификации (для должностных лиц), приостановки деятельности (для юридических) и т. п.

Согласно положениям ст. 5.27.1 КоАП, меры ответственности следующие:

  • в отношении должностных лиц: штраф в 5-10 тыс. руб. при выявлении первого нарушения; штраф в 30-40 тыс. при выявлении повторного нарушения. Законодателем предусмотрено также, что в ряду случаев за повторные нарушения должностные лица, если в область их ответственности входит инициация и организация СОУТ, могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет (взамен штрафа);
  • в отношении предпринимателей: штраф в 5-10 тыс. при выявлении первого нарушения; штраф в 30-40 тыс. при выявлении повторного. Последняя мера может быть заменена приостановкой деятельности на срок, не превышающий 90 дней (суток);
  • в отношении предприятий и компаний: штрафы в 60-80 и 100-200 тыс. при первом и повторном нарушениях соответственно. В ряду случаев штрафы могут быть заменены приостановкой деятельности на срок, аналогичный для предпринимателей.

Так, величина штрафов зависит от ряда факторов. Это:

  • принадлежность нарушителя к определенной категории (должностное лицо, собственник);
  • факт первичного или повторного нарушения.

Также величина назначаемых штрафов и тяжесть санкций обусловлены характером нарушений. К примеру, штраф за отказ от ознакомления работников с результатами СОУТ будет несопоставим со штрафом за отказ от проведения процедуры.

Говоря о повторных нарушениях, важно понимать, что они будут признаны таковыми при условии, что совершены в период до года с момента вступления в законную силу постановления о привлечении субъекта предпринимательской деятельности или должностного лица к ответственности за нарушение требований к оценке условий труда и регламента процедуры.

Особенности и нюансы штрафных санкций за нарушение регламента СОУТ

Факт отсутствия результатов СОУТ, как и отсутствие деклараций соответствия условий труда, а также прочие нарушения – не единственные основания для привлечения собственников бизнеса к ответственности в виде штрафов или приостановки деятельности.

В качестве оснований для назначения штрафов и прочих мер ответственности законодатель рассматривает:

  • несоблюдение нанимателем закрепленного положениями №426-ФЗ требования об обязательном ознакомлении сотрудников с результатами СОУТ под подпись;
  • отказ от размещения сведений об оценке условий труда на сайте предприятия или организации (исключение – отсутствие собственного электронного ресурса);
  • отказ от предоставления сведений по итогам СОУТ в надзорные органы.

Штрафы и прочие меры ответственности могут быть назначены по итогам проверок со стороны государственных надзорных органов и профсоюзных организаций. Стоит учитывать нюансы: законодателем планируется введение автоматических принципов и внедрение систем учета фактов нарушения собственниками бизнеса требований к оценке условий труда. Назначение штрафов при этом также планируется автоматизировать.

Предполагается, что ответственные за надзор органы и организации будут анализировать сведения из государственной системы учета СОУТ и сопоставлять их с данными из систем учета регистрации субъектов предпринимательской деятельности, с информацией из прочих общедоступных источников.

Так, система штрафов за нарушение требований к оценке условий может быть автоматизирована.

Избежать штрафов – просто: заказать СОУТ

Хотите избежать штрафов и ответственности за отсутствие СОУТ? Обращайтесь! Проведем все работы в срок от двух недель. В нашем распоряжении собственная аккредитованная лаборатория. Подготовим декларацию соответствия и отчет. Расскажем, что делать с результатами. Подскажем, как избежать штрафов в будущем.

Свяжитесь с нашим специалистом, чтобы уточнить детали сотрудничества.

14.05.2021 11:17
1310