Внеплановая СОУТ
Внеплановая специальная оценка условий труда необходима при условии наступления ситуаций и случаев, описанных законодателем в ФЗ о СОУТ №426-ФЗ. Это требование закреплено в ст. 17 закона. Там изложены основания для данной спецоценки, сроки ее проведения в зависимости от случаев, требования к установлению компенсаций сотрудникам на период процедуры (касательно последнего частично; вопросу посвящен п. 4 ст. 17).
Исключения
Обязанность возложена законодателем на все компании и предпринимателей с сотрудниками в найме. Однако предусмотрены исключения, рассмотренные в ст. 3 №426-ФЗ. Они касаются надомников, удаленных сотрудников и т. п. Также не проводится СОУТ в отношении религиозных объединений, действующих в статусе организаций.
Основные положения
Для внеплановой оценки условий труда, как и для плановой СОУТ, требуется привлечение экспертной организации. Самостоятельно без привлечения экспертов могут проводить оценку небольшие субъекты предпринимательской деятельности, то есть субъекты малого бизнеса. Также необходимо образование экспертной комиссии нанимателем (работодателем) и издание приказа согласно регламенту, предусмотренному №426-ФЗ (ст. 8, ст. 9 гл. 2).
Все мероприятия в рамках внеплановой оценки регламентированы ст. 17 гл. 2 №426-ФЗ. Методику процедуры и формы основных документов можно найти в Приказе Минтруда №33н.
Читать подробнее о порядке СОУТ.
Читать подробнее об организациях, которые специализируются на оценке условий труда.
Когда внеплановая СОУТ необходима
Пунктами уже упомянутой ст. 17 №426-ФЗ рассмотрены основные причины и основания для внеплановой оценки.
Субъект предпринимательской деятельности (кроме исключений, предусмотренных законодателем), обязан организовывать и проводить внеплановую оценку условий труда, если:
- были введены новые рабочие места. Необходимость спецоценки обусловлена тем, ранее на таких местах она не проводилась;
- уполномоченными на осуществление надзорных функций в сфере труда органами были выявлены факты нарушений субъектом предпринимательской деятельности требований, предусмотренных законодателем и закрепленных НПА, посвященными вопросам труда и отношений, возникающих между нанимателями и наемными рабочими после заключения двусторонних соглашений;
- технологические процессы на производстве подверглись изменениям;
- эксплуатируемое оборудование подверглось изменениям (в части конструкции), было заменено или модернизировано;
- материалы, средства, в т. ч. технические, а также средства индивидуальной и коллективной защиты были заменены;
- на производстве произошел несчастный случай, выявлены профессиональные заболевания. Есть условие: необходимо обоснование того, что такие события являются следствиями влияния на сотрудников факторов трудовой среды.
Понятно, что пункты приведенного перечня – это основания для внеплановой оценки. Одни описанные ситуации на практике приводят к тому, что производственные режимы и условия осуществления трудовой деятельности сотрудниками меняются, другие при этом могут рассматриваться представителями надзорных органов в качестве признаков нарушения руководством фирмы требований НПА, которые посвящены рассмотрению вопросов в сфере труда.
Процедуре подвергаются только те места, на которых произошли изменения или рассмотренные ситуации.
Необходима ли внеплановая оценка при условии изменения наименования или реорганизации субъекта предпринимательской деятельности?
В данных случаях СОУТ не является обязательной процедурой. Однако это предусмотрено законодателем лишь в отношении ситуаций, когда они не повлекли за собой наступление оснований для внеплановой оценки.
Так, понятно, что, к примеру, в случае реорганизации и последующих закупок новых единиц оборудования или технических средств потребуется внеплановая оценка.
Внеплановая СОУТ не нужна, если произошел несчастный случай, виновником которого стало третье лицо (или группа третьих лиц). Также внеплановая спецоценка не проводится, когда наименование должности сотрудника (или их группы) изменилось при условии сохранения перечня должностных обязанностей.
Сроки процедуры
Законодателем установлено, что внеплановая оценка условий труда на местах, требующих ее организации (примеры: совокупность недавно введенных мест; места, где было модернизировано оборудование и т. д.), должна осуществляться в сроки, не превышающие:
- года с момента создания рабочих мест или модернизации, замены оборудования, изменения используемых технологий;
- полугода в прочих рассмотренных ситуациях, согласно ч. 1 ст. 17 №426-ФЗ.
Гарантии и компенсации наемным работникам
Законодателем предусмотрено, что, если уполномоченными надзорными органами в сфере труда были выявлены нарушения требований и норм НПА, касающихся вопросов труда, то внеплановая оценка становится необходимой.
Согласно п. 4 ст. 17 №426-ФЗ, на период всех мероприятий в рамках внеплановой СОУТ до момента подготовки отчета наниматель (работодатель) не может ни на каких основаниях в одностороннем порядке менять условия предоставления гарантий и компенсаций (в виде доплат, дополнительных дней отпуска и т. п.) за ведение трудовой деятельности сотрудниками на местах, на которых осуществляется внеплановая оценка.
Нарушение требования может стать основанием для привлечения к ответственности.
Читать подробнее об ответственности нанимателей за нарушение порядка спецоценки условий труда.
Услуга СОУТ
Остались вопросы? Нужна помощь? Обращайтесь! Проведем все необходимые работы в срок от двух недель. Свяжитесь с нашим специалистом для получения консультации.