Действия после специальной оценки условий труда: обязанности хозяйствующих субъектов и организаций, привлекаемых ими для СОУТ
Согласно положениям №426-ФЗ от 28.12.2013, процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах – процедура, обязательная для всех хозяйствующих субъектов. Однако есть некоторые исключения, предусмотренные законодателем и приведенные им в ст. 3 указанного закона. Они касаются ряда категорий рабочих мест – это надомники, удаленные работники и лица, заключившие соглашения с прочими лицами (физическими), не имеющими статуса предпринимателей. Также рассматриваемая обязанность не возложена законодателем на религиозные объединения, действующие в статусе организаций.
Для спецоценки хозяйствующий субъект должен привлекать организации, специализирующиеся на оказании услуг по СОУТ. Это требование закреплено законодателем в №426-ФЗ.
В рамках процедуры, о которой идет речь, у всех сторон правоотношений возникают определенные права и обязанности, также рассмотренные и закрепленные законодателем в №426-ФЗ.
Особого внимания заслуживают требования к действиям организаций, привлекаемых для специальной оценки условий труда, а также хозяйствующих субъектов, предъявляемые к ним по результатам проведения спецоценки. Соблюдение требований законодателя к действиям после СОУТ – обязательно для всех сторон правоотношений. В случае их несоблюдения на ту или иную сторону могут быть наложены санкции, предусмотренные положениями КоАП.
Читать подробнее о том, как правильно выбрать организацию для проведения СОУТ.
В материале публикации приведены и кратко изложены сведения об обязанностях хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими для оценки условий труда организаций, возникающих после завершения СОУТ. Для уточнения сопутствующих вопросов стоит обратиться к ст. 15, ст. 7 указанного нормативно-правового акта (НПА) и рассмотреть их основные положения.
Обязанности организаций, привлекаемых хозяйствующими субъектами для СОУТ, возникающие после процедуры
Организация, привлекаемая хозяйствующим субъектом для специальной оценки условий труда на рабочих местах, по результатам процедуры должна подготовить отчет. Основные моменты, касающиеся отчета, рассмотрены и закреплены Минтрудом, они приведены в Приказе №33н от 24.01.2014. Форма и инструкции представлены в Приложениях №3 и №4 соответственно.
В отчете указываются сведения, касающиеся:
- привлеченной хозяйствующим субъектом специально для СОУТ организации. Дополнительно законодателем предусмотрена необходимость приложения к отчету бумаг, подтверждающих ее соответствие требованиям, закрепленным положениями ст. 19 №426-ФЗ (наличие в штате экспертов, наличие лаборатории и др.);
- рабочих мест, в отношении условий труда на которых была проведена оценка, а также касающиеся идентифицированных на них факторов сведения.
К отчету прикладываются дополнительные документы о результатах оценки условий труда, он дополняется прочей информацией. Это, согласно положениям ст. 15 №426-ФЗ:
- карты СОУТ;
- протоколы испытаний и другие;
- сводная ведомость;
- список мероприятий по оптимизации условий труда на рабочих местах;
- заключения эксперта от привлеченной для оценки условий труда организации;
- оформленные письменно и обоснованные замечания лиц, занятых выполнением трудовых обязанностей на рабочих местах, организованных хозяйствующим субъектом, по результатам процедуры (если имели место).
Отчет подписывают члены комиссии, сформированной для СОУТ хозяйствующим субъектом. Его утверждает председатель в срок до тридцати дней с даты направления хозяйствующему субъекту подготовленной по правилам и с соблюдением положений Приказа Минтруда №33 формы. Если какой-либо член комиссии изъявляет несогласие с результатами, он может оформить возражение в письменном виде, изложив и обосновав собственное мнение. Бумага будет прикреплена к отчету.
Читать подробнее о декларировании рабочих мест и подготовке отчета о СОУТ.
В случае несогласия с действиями или бездействием привлеченной для оценки условий труда организации, а также в случае несогласия с результатами и данными в отчете хозяйствующий субъект имеет право обжаловать эти действия или решения.
Что должен делать хозяйствующий субъект по результатам оценки условий труда
В отношении хозяйствующих субъектов законодателем предусмотрено всего три обязанности, возникающие в результате СОУТ. Они закреплены положениями ч. 5 и ч. 6 ст. 15 №426-ФЗ. Дополнительные права и обязанности хозяйствующих субъектов рассмотрены и закреплены законодателем положениями ст. 4 указанного НПА.
Речь о действиях, которые хозяйствующий субъект должен осуществить на завершающем этапе процедуры. Это:
- ознакомление работников со сведениями о результатах процедуры под подпись. Срок, отведенный на это хозяйствующему субъекту законодателем – не более тридцати дней с момента утверждения отчета о результатах оценки условий труда на рабочих местах. В этот срок не принято включать периоды отсутствия работников на рабочих местах по причинам, рассмотренным и закрепленным законодателем в ч. 5 ст. 15 №426-ФЗ (отпуск, нетрудоспособность). Ознакомление отсутствующих работников с результатами оценки может быть проведено позже (по факту закрытия больничных листов и выхода из отпуска, но не позднее тридцати дней с момента наступления этих событий);
- уведомление привлеченной хозяйствующим субъектом для оценки условий труда организации о том, что отчет был утвержден. Срок – до трех дней с момента утверждения. Законодателем предусмотрено, что уведомление должно осуществляться способами, которые позволяют впоследствии подтвердить факт уведомления. Направлять в адрес организации, проводившей СОУТ, необходимо копию документа после его утверждения;
- размещение хозяйствующим субъектом сведений о результатах оценки условий труда на рабочих местах на собственном сайте. Дополнительно необходимо в публикации указать прочие сведения: о мероприятиях по оптимизации условий труда на рабочих местах и др. Такая обязанность не предусмотрена законодателем в отношении хозяйствующих субъектов, не ведущих собственные сайты.
О применении результатов СОУТ хозяйствующими субъектами
Сведения, полученные в результате оценки условий труда, могут впоследствии использоваться для решения ряда задач, стоящих перед хозяйствующими субъектами. Среди них законодателем рассмотрены и закреплены положениями ст. 7 №426-ФЗ следующие:
- подготовка и проведение мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, на которых в результате оценки были идентифицированы факторы трудовой среды, влияющие на работников. Законодателем предусмотрено, что также необходимо обоснование хозяйствующим субъектом их финансирования;
- информирование работников об итогах оценки условий труда, обеспечение их СИЗ при необходимости;
- последующий контроль за состоянием условий труда;
- направление работников на плановые медосмотры;
- установление компенсаций, дополнительных страховых отчислений в Пенсионный фонд, прочего (дополнительный отпуск и т. д.);
- оценка профессиональных рисков;
- прочие задачи, предусмотренные №426-ФЗ.
Результаты СОУТ могут применяться лишь при условии, что сопутствующие сведения внесены в государственную систему учета (ФГИС). Если речь касается результатов оценки условий труда, включающих сведения, составляющие гостайну, их применение может осуществляться для решения приведенных в перечне задач с момента утверждения отчета, подготавливаемого и заполняемого привлеченной для СОУТ организацией.
На заключительном этапе оценки условий труда необходимо издание приказа. В нем потребуется описать и отразить все ключевые моменты, касающиеся последующих действий хозяйствующего субъекта и должностных лиц с учетом результатов СОУТ. Примеры: сведения о предоставлении компенсаций; указание на обязательность утверждения результатов оценки; указания для специалистов по охране труда в части ознакомления работников с результатами; указания на должностных лиц, ответственных за контроль за исполнением положений документа и т. п.
Говоря о компенсациях, стоит отметить, что их начисление по итогам оценки условий труда необходимо осуществлять сразу после утверждения отчета об оценке условий труда.
За нарушение требований к процедуре хозяйствующий субъект или привлеченная им для СОУТ организация могут быть привлечены к ответственности.
Что еще нужно учитывать хозяйствующему субъекту
Сведения об оценке условий труда на рабочих местах, в том числе об итогах оценки на местах, где условия труда признаны оптимальными, передаются в ФГИС. За передачу этих сведений отвечает привлеченная хозяйствующим субъектом к СОУТ организация.
Срок на передачу сведений об итогах оценки условий труда, предусмотренный законодателем – до десяти дней со дня утверждения хозяйствующим субъектом отчета.
О факте передачи хозяйствующий субъект уведомляется привлеченной для оценки условий труда организацией. Срок – до трех рабочих дней.
Порядок формирования, хранения и использования сведений о результатах СОУТ, включенных в ФГИС, устанавливается Минтрудом.
Заказать услугу по СОУТ
Остались вопросы? Нужна помощь? Обращайтесь в «ТехноПрогресс»!
Выполним все работы в срок от двух недель. Подготовим необходимые бумаги. Расскажем, как взаимодействовать с надзорными органами. Будем консультировать на всех этапах.
Состоим в реестре Минтруда. Имеем в распоряжении собственную лабораторию. В штате компании – сертифицированные эксперты.
Свяжитесь с нашим специалистом для уточнения деталей. Он ответит на интересующие вас вопросы, проконсультирует и озвучит условия сотрудничества, а также стоимость услуг.