
Повышение квалификации — зачем и кому необходимо

Высококвалифицированный кадровый состав – основа успешности любого предприятия. Однако динамично растущая конкуренция среди производителей товаров и услуг, внедрение современных технологий и развитие новых отраслей требует от сотрудников компаний постоянного развития и совершенствования своих профессиональных навыков. Повышение квалификации позволяет сотрудникам не только соответствовать запросам рынка труда, но и в полной мере раскрыть свой трудовой потенциал и увеличить вклад в развитие предприятия.
Цель и задачи
Основная цель повышения квалификации работников – это формирование в штате предприятия кадрового ядра, состоящего из грамотных специалистов.
Квалификация работника – совокупность теоретических знаний, профильного опыта работы, практических навыков и умений необходимые сотруднику для исполнения им служебных обязанностей или трудовых задач. СТ. 195.1 ТК РФ.
Конечно, привлечение работников со стороны (из кадрового резерва) имеет несомненный плюс: не нужно вкладывать время и деньги в их обучение. Иногда гораздо проще и быстрее пригласить в штат «готового» сотрудника с дипломом, опытом работы по профессии и хорошими рекомендациями с прежнего места. В большинстве случаев такие люди демонстрируют высокий уровень подготовки и работоспособности.
Тем не менее, в последние годы возросла тенденция по взращиванию собственных кадров. Успешные руководители все чаще отказываются от приёма на работу новых людей, и вкладывают ресурсы в обучение своих перспективных сотрудников. Такие правила формирования трудового коллектива успели многократно подтвердить эффективность на практике.
В случае регулярного повышения квалификации, организаторам рабочего процесса удается:
- выявить и устранить пробелы в знаниях (как теоретических, так и практических);
- ознакомить их с разработками и достижениями, произошедшими в отрасли за последнее время;
- повысить уровень компетентности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- определить и искоренить негативные установки и правила, которые мешают установить в коллективе позитивные взаимоотношения, способствующие слаженной эффективной работе.
Соответствие уровня квалификации, требуемое для выполнения работником тех или иных трудовых задач, регламентируется и регулируется профессиональными стандартами РФ.
Отправляя сотрудника на повышение квалификации, руководитель должен понимать, что недостаточно просто организовать учебный процесс. Необходимо грамотно мотивировать всех членов трудового коллектива, убедить их в том, что улучшение качества их профессиональных навыков имеет значение не только для развития предприятия. Каждый работник обязательно должен отчётливо представлять, какие преимущества откроются перед ним после повышения квалификации, осознавать свою значимость и личную эффективность.
- в развитии бизнеса;
- в увеличении производительности труда;
- в повышении продаж товаров и услуг.
Повышение квалификации и требования закона
Повышение квалификации, это не личная инициатива руководящего состава предприятия, а требование Трудового Кодекса Российской Федерации. ТК РФ Статья 196.
Этот пункт обязательно оговаривается при приеме на работу и закрепляется в трудовом договоре.
При возникновении необходимости в повышении квалификации работников предприятия, руководитель обязан отправить их на обучение за счет организации, сохранив за ними на этот период рабочее место и средний заработок.
В зависимости от вида деятельности и цели компании график обучения составляется заранее или формируется работодателем по мере появления таких потребностей.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации осуществляется по одному из трех направлений:
- краткосрочное (16 - 72 часа);
- тематическое (72 – 100 часов);
- длительное (свыше 100 часов).
При повышении квалификации, как и при любой другой учебе, продолжительность периода обучения исчисляется в академических часах (1 академический час = 45 минут).
Краткосрочное повышение квалификации
Продолжительность – 16 - 72 часа. Организаторами обучения выступают сами работодатели, назначая в качестве лекторов или коучей более опытных и квалифицированных членов трудового коллектива. Целью краткосрочного повышения квалификации является устранение пробелов узконаправленной тематики, связанных непосредственно с трудовым процессом. После прохождения обучения работники сдают экзамен или зачет, подтверждая успешное усваивание материала.
Повышение квалификации посредством семинаров
Общая продолжительность семинаров не менее 72, но не более 100 часов. Зачастую такие занятия проходят в форме тренингов, на которых обговариваются проблемы и способы их решения, связанные с трудовой, социальной или научной деятельностью слушателей курса на уровне региона или отрасли. Как и в первом случае, основная цель повышения квалификации посредством семинара, направлена на обучение сотрудников работе в новых условиях. В конце обучения слушатели сдают тематический зачет или экзамен, а при подтверждении успешного обучения получают удостоверение.
Обучение на краткосрочных курсах не дает сотруднику право претендовать на повышение по службе, а лишь восполняет некоторые пробелы в знаниях, структурирует и обобщает информацию о прошедших в отрасли изменениях.
Долгосрочное повышение квалификации
Длительность обучения от 100 академических часов. Цель долгосрочного повышения квалификации – детальное изучение тенденций и изменений в профильной деятельности и овладение новыми навыками, способствующими увеличению эффективности производства или продвижения услуг. Такие курсы полезны для сотрудников, которые долго работают на производстве, хорошо ориентируются в профессиональной среде, но испытывают недостаток знаний в области нововведений.
В случае успешной сдачи экзамена или зачета, слушатели курса получают право претендовать на продвижение по карьерной лестнице.
Кто обязан регулярно проходить повышение квалификации
На основании Кодекса Законов о Труде и профессиональных стандартов был сформирован перечень профессий, работники которых должны обязательно, с периодичностью не реже раз в пять лет, проходить повышение квалификации и подтверждать профпригодность. Такой порядок для:
- ответственные лица за охрану труда на предприятии;
- работников горной промышленности;
- сотрудников ж/д отрасли, если их профессиональная деятельность связана с движением поездов;• работников горной промышленности;
- сотрудников органов внутренних дел;
- государственных служащих;
- педагогов;
- работников медицинской отрасли и фармацевтов.
Форма обучения сотрудников организации
Повышение квалификации может проходить на базе предприятия (внутрикорпоративное) и за его пределами (внешнее).
Оба варианта имеют свои преимущества. В первом случае компания:
- сокращает затраты;
- получает возможность отслеживать уровень усвоения знаний сотрудниками в процессе обучения;
- улучшает коммуникативные навыки работников и повышает степень их взаимодействия.
В зависимости от длительности курсов и интенсивности учебной программы занятия могут проходить как с отрывом от производства, так и без него (сотрудники совмещают работу и учебу).
При повышении квалификации без отрыва от производства, суммарное время, затраченное сотрудниками в течение дня на учебу и работу, не должно превышать длительность рабочего дня.
По согласованию участников учебного процесса, допускается проведение занятий:
- днем;
- вечером;
- в выходные и праздники.
Также предварительно оговаривается система встреч:
- личное присутствие;
- посредством конференц-связи.
Методы внутрикорпоративного обучения:
- Инструктаж;
- Тьюторство;
- Ротация;
- Шэдуинг;
- Коучинг;
- Наставничество.
В тех случаях, когда предприятие не имеет ресурсов для проведения внутрифирменного обучения, повышение квалификации работников осуществляется на базе учебных центов или комбинатов. Согласно законодательству РФ, обучением могут заниматься как государственные организации, так и коммерческие. Главное условие – наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право ведения просветительской деятельности, выданной Роспотребнадзором.
Местом проведения повышения квалификации могут служить:
- институты;
- академии;
- учебные комбинаты;
- профильные центры.
Выбирая учебное заведение для прохождения повышения квалификации, следует уделять пристальное внимание следующим аспектам:
- преподавательскому составу;
- отзывам, бывших студентов;
- стоимости обучения;
- сроку функционирования учебного комбината.
Кто может проходить курсы повышения квалификации
Само название «повышение квалификации» подразумевает, что на такие курсы отправляют только тех сотрудников, которые ранее прошли обучение по этой профессии, и имеют на руках подтверждающий документ (диплом государственного образца). Это правило действует абсолютно для всех специальностей.
