Оценка профессиональных рисков: проводим без ошибок
Одной из базовых процедур при создании Системы управления охраной труда в организации является оценка профессиональных рисков (ОПР). В России эта процедура – обязанность работодателя, каждое рабочее место должно быть организовано с учетом ОПР.
Нормативная база
Нормативная база, связанная с оценкой профрисков, достаточно объемна. Сюда входят ряд приказов Минтруда, в том числе рекомендации по выбору методов для оценки и по распознаванию опасностей, несколько статей обновленного десятого раздела Трудового кодекса РФ и соответствующие ГОСТы.
Специализированные организации по проведению ОПР
Все чаще для проведения оценки профессиональных рисков привлекаются профильные организации. Это связано с тем, что ОПР – достаточно затратная процедура в плане ресурсов, как временных, так и финансовых. При выполнении работ сторонней организацией существенно экономятся время и средства.
На сегодняшний день наличие лицензии на право выполнения работ по оценки профессиональных рисков не требуется. И, к сожалению, реестр компаний, занимающихся данной деятельностью, отсутствует.
Как правило, организации, осуществляющие ОПР, проводят и оценку условий труда (СОУТ), и производственный контроль, потому что эти процессы тесно связаны между собой, их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга. Для их реализации требуется штат квалифицированных специалистов различной направленности.
Комиссия по оценке профессиональных рисков
Работа по ОПР начинается с приказа о создании комиссии, по оценке профессиональных рисков.
Документ утверждает состав комиссии, число ее членов (нечетное), график работ по проведению оценки (для больших организаций) и пр.
Председателем комиссии, как правило, назначается главный инженер, либо другой технический специалист, имеющий прямое отношение к производству.
Если у вас в организации есть представители профсоюзов – они обязательно должны быть включены в комиссию, иначе вся процедура будет считаться недействительной.
Этапы ОПР
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя выявление опасностей, оценку уровней профрисков и снижение уровня таких рисков.
Первый этап
На первом этапе необходимо действовать согласно Рекомендациям по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36).
При проверке представитель надзорного органа будет проверять, как выполняются данные рекомендации.
При проведении ОПР специализированными организациями, эксперт проводит выявление опасностей путем анализа НПА, в том числе локальных, непосредственного осмотра рабочих мест и общения с работниками организации.
Если работники организации не привлекаются к выявлению опасностей – это нарушение процедуры ОПР.
Идентификация опасностей – основной этап оценки профрисков. От того, насколько полно и грамотно будет составлен реестр опасностей зависит качество всей процедуры.
Согласно требованиям законодательства, работа по выявлению опасностей и их анализу должна вестись на постоянной основе (систематически).
Второй этап
Когда составлен реестр опасностей, начинается оценка самих рисков.
Оценку уровня профессиональных рисков проводят для всех выявленных опасностей. Это помогает ранжировать риски и выбирать приоритетные меры для их ликвидации и снижению.
Можно использовать различные методы оценки уровня профрисков. Кроме того, работодатель имеет право создать свой метод оценки, основываясь на специфике работы организации.
В числе методов ОПР – контрольные листы; матричный метод на основе балльной оценки; метод анализа «дерево решений»; анализ эффективности затрат; метод анализа уровней защиты и др.
Третий этап
Управление рисками – это разработка защитных мер. Они могут быть как простыми, так и сложными.
Для управления рисками комиссия разрабатывает План мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков.
Типичные ошибки при проведении оценки профрисков
Ошибка 1
Многие работодатели до сих пор считают, что оценка рисков – необязательная процедура.
Это заблуждение. ОПР является обязанностью работодателя, об этом говориться в Трудовом кодексе РФ.
Ошибка 2
Оценка профрисков не нужна офисным организациям.
Необходимо помнить, что ОПР – это одна из процедур Системы управления охраной труда. Без данной оценки функционирование СУОТ невозможно. Таким образом, ОПР обязательна для всех организаций, независимо от ее форм собственности, размера и вида экономической деятельности.
Ошибка 3
Закон не требует информировать работников об уровне профрисков.
Это не так, сотрудник должен знать о рисках на рабочем месте. Существует несколько вариантов для информирования работников (инструктажи, инструкции по ОТ и пр.).
Ошибка 4
Требования Примерного положения СУОТ соблюдать необязательно.
Данный нормативно-правовой акт зарегистрирован в Минюсте и носит обязательный, а не рекомендательный характер.
Ошибка 5
Проводить ОПР частями в разных специализированных организациях.
Так делать не рекомендуется. Это приведет к некорректному результату оценки профрисков, ведь потом непросто соединить результаты оценки – где-то итог приведен графически, где-то в цифрах, нередки расхождения в итоговых расчетах и др. Кроме того, будет разное оформление отчетов.
Ошибка 6
Еще одна распространенная ошибка – взять человека на работу и уже потом провести оценку рисков на его рабочем месте.
Такая оценка должна быть сделана до того, как сотрудник принят на работу.
Составление отчетов и документация
По завершению процедуры оценки профессиональных рисков необходимо разработать локальные нормативные акты, утвердить их и довести информацию до работников.
Положение о системе управления охраной труда должно быть в любой организации. Туда может входить и Положение по оценке и управлению профессиональными рисками, а можно сделать это Положение отдельным документом. Кроме того, необходимо оформить отчет, который должен содержать следующие документы: перечень выявленных опасностей, результаты оценки рисков с указанием установленных уровней рисков, перечень мер по исключению или снижению уровней рисков, протоколы заседания комиссии по ОПР и др.