Ответственность собственников бизнеса за отказ от проведения специальной оценки труда (СОУТ) или нарушение порядка процедуры, штрафы
Положениями №426-ФЗ установлено следующее: за реализацию государственного надзора за соблюдением регламента специальной оценки условий труда, предусмотренного гл. 2 упомянутого закона и методикой, утвержденной Приказом Минтруда №33н, отвечают уполномоченные на это исполнительные надзорные органы. Их деятельность регулируется положениями №197-ФЗ и прочими отраслевыми нормативно-правовыми актами (НПА).
Профсоюзный надзор за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности отраслевых требований и регламента спецоценки осуществляют представители инспекций труда в порядке, предусмотренном отраслевыми НПА (в сфере труда и деятельности профсоюзных организаций).
При условии обнаружения представителями надзорных органов и организаций нарушений в части порядка проведения специальной оценки собственники бизнеса могут быть привлечены к ответственности. Самая распространенная мера – назначение штрафов. Первично назначаемые штрафы обычно небольшие, а вот за повторное нарушение требований законодательства можно столкнуться с обязанностью уплаты крупных сумм.
Подробнее о штрафах и ответственности за отказ от проведения СОУТ
Инициация спецоценки – обязанность всех нанимателей. Есть исключения: субъекты предпринимательской деятельности с удаленно трудящимися наемными рабочими, с надомниками. Также обязанность проведения СОУТ не предусмотрена законодателем в отношении религиозных объединений, прошедших регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке и получивших статус организаций.
В прочих случаях проведение специальной оценки условий труда является обязательным.
Читать подробнее о сроках и периодичности проведения специальной оценки (СОУТ).
Отказ от соблюдения требований к процедуре и регламента, установленного законодателем в отношении оценки условий труда, в случае выявления нарушений может стать причиной привлечения должностных лиц, предпринимателей и компаний к ответственности в виде обязанности уплаты штрафов.
Штраф – одна из распространенных в данном контексте мер. В ряду ситуаций может быть назначена мера ответственности в виде дисквалификации (для должностных лиц), приостановки деятельности (для юридических) и т. п.
Согласно положениям ст. 5.27.1 КоАП, меры ответственности следующие:
- в отношении должностных лиц: штраф в 5-10 тыс. руб. при выявлении первого нарушения; штраф в 30-40 тыс. при выявлении повторного нарушения. Законодателем предусмотрено также, что в ряду случаев за повторные нарушения должностные лица, если в область их ответственности входит инициация и организация СОУТ, могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет (взамен штрафа);
- в отношении предпринимателей: штраф в 5-10 тыс. при выявлении первого нарушения; штраф в 30-40 тыс. при выявлении повторного. Последняя мера может быть заменена приостановкой деятельности на срок, не превышающий 90 дней (суток);
- в отношении предприятий и компаний: штрафы в 60-80 и 100-200 тыс. при первом и повторном нарушениях соответственно. В ряду случаев штрафы могут быть заменены приостановкой деятельности на срок, аналогичный для предпринимателей.
Так, величина штрафов зависит от ряда факторов. Это:
- принадлежность нарушителя к определенной категории (должностное лицо, собственник);
- факт первичного или повторного нарушения.
Также величина назначаемых штрафов и тяжесть санкций обусловлены характером нарушений. К примеру, штраф за отказ от ознакомления работников с результатами СОУТ будет несопоставим со штрафом за отказ от проведения процедуры.
Говоря о повторных нарушениях, важно понимать, что они будут признаны таковыми при условии, что совершены в период до года с момента вступления в законную силу постановления о привлечении субъекта предпринимательской деятельности или должностного лица к ответственности за нарушение требований к оценке условий труда и регламента процедуры.
Особенности и нюансы штрафных санкций за нарушение регламента СОУТ
Факт отсутствия результатов СОУТ, как и отсутствие деклараций соответствия условий труда, а также прочие нарушения – не единственные основания для привлечения собственников бизнеса к ответственности в виде штрафов или приостановки деятельности.
В качестве оснований для назначения штрафов и прочих мер ответственности законодатель рассматривает:
- несоблюдение нанимателем закрепленного положениями №426-ФЗ требования об обязательном ознакомлении сотрудников с результатами СОУТ под подпись;
- отказ от размещения сведений об оценке условий труда на сайте предприятия или организации (исключение – отсутствие собственного электронного ресурса);
- отказ от предоставления сведений по итогам СОУТ в надзорные органы.
Штрафы и прочие меры ответственности могут быть назначены по итогам проверок со стороны государственных надзорных органов и профсоюзных организаций. Стоит учитывать нюансы: законодателем планируется введение автоматических принципов и внедрение систем учета фактов нарушения собственниками бизнеса требований к оценке условий труда. Назначение штрафов при этом также планируется автоматизировать.
Предполагается, что ответственные за надзор органы и организации будут анализировать сведения из государственной системы учета СОУТ и сопоставлять их с данными из систем учета регистрации субъектов предпринимательской деятельности, с информацией из прочих общедоступных источников.
Так, система штрафов за нарушение требований к оценке условий может быть автоматизирована.
Избежать штрафов – просто: заказать СОУТ
Хотите избежать штрафов и ответственности за отсутствие СОУТ? Обращайтесь! Проведем все работы в срок от двух недель. В нашем распоряжении собственная аккредитованная лаборатория. Подготовим декларацию соответствия и отчет. Расскажем, что делать с результатами. Подскажем, как избежать штрафов в будущем.
Свяжитесь с нашим специалистом, чтобы уточнить детали сотрудничества.