Охрана труда: весенние изменения все ближе
- Локальные нормативные акты
- Электронный документооборот
- X раздел ТК РФ
- Статья 209 Основные понятия
- Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
- Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда
- Статья 216.2. Новая статья Трудового кодекса РФ
- Статья 217 Положение о СУОТ – это основной документ
- Статья 218. Профессиональные риски
- Статья 219. Обучение по охране труда
- Изменение в обучение по охране труда в 2022-2023 годах
«ТехноПрогресс» рассказал о грядущих изменениях в сфере охраны труда в рамках профильной дискуссии «Изменения в законодательстве по охране труда: к чему готовиться специалистам 1 марта». Модератором мероприятия выступила ректор Института повышения квалификации Светлана Шевченко. В мероприятии принял участие авторитетный эксперт Владимир Савинов, вице-президент Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН»
Глобальные перемены
В конце декабря 2021 года был официально опубликован большой пакет нормативно-правовых актов – приказов Минтруда, постановлений Правительства и пр. И теперь о многих нормативно-правовых актах (НПА) мы можем говорить не как о проектах, а как об официальных документах.
Конечно, основные изменения касаются X раздела Трудового кодекса РФ, но нововведения есть и в других разделах этого документа. Например, статья 76 расширила обязанности работодателя. Так, с 1 марта 2022 года работодатель обязан отстранить работника, не применяющего выданные ему средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным.
Локальные нормативные акты
Новое законодательство уделяет огромное внимание локальным нормативным актам (ЛНА).
С 1 марта в ТК РФ появится норма, которой раньше не было: «Работодатель обязан обеспечить: разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда».
Также в ТК РФ будет определение, что такое требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные ЛНА работодателя.
И это очень важный момент. Основная сложность работы специалиста по ОТ во время внедрения новых документов – разобраться с системой ЛНА, которые действуют на предприятии. Практически за каждым новым нормативным актом, вступающим в силу с марта 2022 года, следует целый ряд действий специалиста по охране труда по созданию или внесению изменений в ЛНА. Рекомендовано в процессе разработки ЛНА учитывать требования ГОСТ Р 7.0.97-2016. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (ред. от 14.05.2018); Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Требования к оформлению документов». Это полезные документы, где детально расписано что и как оформлять, вплоть до размера шрифта.
Неплохим источником для понимания того, какие ЛНА должны быть в организации, могут быть следующие документы:
- Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»;
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о СУОТ»;
- Списки контрольных вопросов для осуществления федерального государственного контроля (надзора).
В частности, в Приказе Минтруда России от 29 октября 2021 № 772н есть целый ряд примеров и перечней локальных документов, инструкций и правил. А опираясь на списки контрольных вопросов, можно составить перечень ЛНА, которые должны быть в организации.
Локальный нормативный акт не может противоречить государственным нормативным требованиям!
Электронный документооборот
Недавно в ТК РФ был внесен целый ряд новых статей по регулированию электронного документооборота (ЭД) в сфере трудовых отношений (ст. 22.1. Электронный документооборот в сфере трудовых отношений; ст. 22.2. Порядок введения ЭД и приема на работу к работодателю, использующему ЭД; ст. 22.3. Взаимодействие работодателя и работника посредством ЭД).
Однако работа с таким видом документов пока еще вызывает много вопросов. Отметим, что в статьях по ЭД, о которых говорилось выше, детально описано, что, во-первых, решение вести ЭД или нет принимает работодатель с учетом специфики деятельности своего предприятия. И для некоторых категорий работников можно оставить не электронные, а бумажные документы, либо найти какой-то другой вариант. Во-вторых, требуется согласие работника. Работодатель может предложить оформить документы в электронной форме, но сотрудник может отказаться, если ему что-то не нравится, он не понимает, что с ними делать, ему неудобно ими пользоваться и т.п.
X раздел ТК РФ
Этот раздел представлен практически в новой редакции. Из 38 статей документа так или иначе изменены 34.
Появились новые названия и нумерация статей (ст. 209 – ст. 301). Так, статья, касающаяся охраны здоровья женщин, вообще выходит из Х раздела и называется ст. 253 «Обеспечение охраны здоровья женщин на отдельных работах».
Давайте рассмотрим, что поменялось, и как на это должен отреагировать специалист по охране труда.
Статья 209. Основные понятия
Появилось примечание, что «общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом России». Ведомство подготовило и выпустило такой документ: Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места». Это новый НПА, которого раньше не было.
Статья 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности труда
Новая статья, в которой сказано о том, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются:
- предупреждение и профилактика опасностей;
- минимизация повреждения здоровья работников.
Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда и соблюдать приоритетность реализации таких мероприятий.
Для минимизации повреждения здоровья персонала работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к минимизации и ликвидации профессиональных рисков.
Приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков, согласно ТК РФ, устанавливается в примерном перечне, который утверждает Минтруд.
Минтруд подготовил Приказ от 29 октября 2021 г. № 771н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней». Он вступит в силу с 1 марта текущего года.
Примерный перечень содержит 33 позиции ежегодных мероприятий. И на первом месте стоит проведение СОУТ, выявление и оценка опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения.
Этот список специалистам по ОТ надо изучить именно со стороны приоритетности и выполнять мероприятия по мере их значимости.
Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда
Изменятся государственные нормативные требования охраны труда. Сейчас действует Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». С марта эти требования определяются в Статье 212 ТК РФ.
В ней говорится, что государственные нормативные требования содержат:
- правила по охране труда, а также иные НПА, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;
- единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ.
Эти требования обязательны для всех и за их неисполнение следует наказание в административном или в уголовном порядке.
Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) – единственный механизм, который определит правильно или нет вы провели спецоценку условий труда.
С 1 марта текущего года госэкспертиза будет проводиться в новом порядке (Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»).
Согласно документу, расширены основания для ГЭУТ и список организаций, которые могут ее делать (добавились фонды, организации, проводящие СОУТ и пр.). Подробно указано кто и как осуществляет конкретные виды экспертиз.
Для проведения ГЭУТ впервые утверждены типовые формы – Приказ Минтруда России от 28 октября 2021 г. № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». Документ содержит 16 таких форм.
Статья 213.1. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Эта статья (ранее ст. 215 ТК РФ) претерпела большие изменения.
Почему на нее надо обратить пристальное внимание? Охрана труда – это не только организационные моменты, но и приведение зданий, сооружений, технологических процессов и материалов к государственным нормативным требованиям. А это значит, что если почти все требования данной сферы пересмотрены, и с 1 марта будет целый ряд новых, то необходимо серьезно сосредоточиться на технологической документации.
Поэтому, когда специалист по ОТ будет определять, что делать, кому и какие поручения давать, надо иметь в виду и технологов, и начальников цехов, и других ответственных лиц, которые должны серьезно поработать над технологической документацией и регламентами.
Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда
С 1 марта в документе появляется фраза «Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса…».
Законодатель дал работодателю две основополагающие процедуры: специальную оценку условий труда и оценку профессиональных рисков. И, исходя из этих процедур, работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. Если происходит несчастный случай с работником, то у органов надзора есть все основания считать, что работодатель плохо оценил риски, некачественно провел СОУТ, не разработал все мероприятия, чтобы избежать производственной травмы. То есть, ответственность работодателя очевидна.
Согласно новой редакции ст. 214, работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профрисков, их регулярный анализ. При этом работодатель сам должен определять систематичность и регулярность данных процедур. Также он должен обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; информировать работников об условиях и охране труда, о существующих профрисках, об использовании дистанционной видео-, аудио-или иного наблюдения. Кроме того, теперь работодатель должен обеспечить не только обучение по охране труда, но и обучение по использованию средств индивидуальной защиты.
Все эти изменения нормативно-правовой базы направлены на повышение самостоятельности работодатели и его ответственности.
Кроме того, новая обязанность работодателя, которой раньше не было: при производстве работ на территории другого работодателя обе стороны обязаны перед началом согласовать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников.
Минтруд Приказом от 22 сентября 2021 № 656н определил примерный перечень таких мероприятий. Это достаточно объемный документ, где даны детальные рекомендации, и, несомненно, он будет полезен в работе специалистов по ОТ.
Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда
В марте будет введена новая норма: запрет на работу в опасных условиях (4 класс по СОУТ). Если такие трудовые места выявлены – работу надо останавливать. Причем возобновить ее можно лишь по результатам внеплановой специальной оценки условий труда с подтверждением понижения класса опасности.
Недавно вышло Распоряжение Правительства РФ от 04 декабря 2021 г. № 3455-р, определяющее перечень работ, которые можно осуществлять на опасных местах. В нем содержится много специфических работ (ЧС, аварийные работы и т.д.). В том числе, там есть такой пункт: «выполнение работ в опасных условиях труда, установленных по результатам проведения СОУТ, в целях устранения оснований, послуживших установлению на рабочих местах опасного класса условий труда».
Статья 214.2. Права работодателя в области охраны труда
Появляются новые и расширяются прежние права работодателя в области охраны труда. Теперь работодатель будет иметь право использовать дистанционную фиксацию процессов производства работ (аудио, видео) и обеспечивать хранение полученной информации.
Также с марта 2022 года можно будет вести электронный документооборот в области охраны труда.
И еще одно новшество в правах работодателя – предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за работой сотрудников и к базе документов органам надзора и контроля.
Статья 216.2. Право работника на получение информации об условиях и охране труда
Новая статья Трудового кодекса РФ.
Есть конкретные рекомендации, вступающие в силу с 1 марта, о формах информирования, перечне информационных материалах и пр.:
- Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»;
- Приказ Минтруда России от 17 декабря 2021 г. № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».
Отметим, что работодатель сам выбирает способы информирования, его материалы и форму.
Статья 217. Система управления охраной труда
С 1 марта 2022 года все должны руководствоваться Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о СУОТ».
Обратите внимание на три основных момента. СУОТ должна предусматривать установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления. Кроме того, необходимы мероприятия, обеспечивающие функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы, а также должна быть документированная информация, включающая ЛНА, регламентирующая мероприятия СУОТ.
Специалистам по охране труда необходимо знать, что Положение о СУОТ – это основной, документ, который надо разработать или пересмотреть с учетом новых требований.
Как методические рекомендации можно использовать документ, действующий до 1 марта 2022 года – Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. №438н «Об утверждении Типового положения о СУОТ» (до 1 марта 2022 г.). Советуем изучить его, там много полезных и интересных идей.
Статья 218. Профессиональные риски
Минтруд выпустил рекомендации по выбору методов оценки профрисков, они содержат критерии, описания методов, примеры (Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»). Этот документ можно сравнить с большой, подробной методичкой. Один из самых внушительных разделов – оценка рисков в строительной сфере.
Однако работодатель вправе использовать любые другие методы, даже разработать собственные. Конечная цель – определить существующие риски.
Статья 219. Обучение по охране труда
С 1-го марта 2022 обучение по охране труда разделяется на 5 основных видов:
- инструктажи по охране труда (с подвидами);
- стажировка на рабочем месте;
- обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (с подвидами);
- обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (с подвидами);
- обучение по охране труда (с подвидами).
Основные изменения в этой сфере ждут нас в сентябре 2022 года и марте 2023 года.
Например, сейчас инструктаж завершается устной проверкой знаний работника, а с 1 сентября 2022 года для подтверждения знаний надо будет пройти тест или экзамен.
Также с сентября нормативными документами закрепляется право обучения работодателем своих работников, однако для этого ему необходимо иметь соответствующую материально-техническую базу и учебные места. При этом количество мест обучения должно определяться исходя из численности сотрудников организации, и составлять не менее одного места на сто работников, которым необходимо проведение обучения по охране труда. Однако можно использовать в качестве учебных мест по охране труда рабочие места персонала, если они оснащены необходимым оборудованием, обеспечены НПА, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда.
Еще осенью вступят в силу требования к минимальному количеству работников, подлежащих обучению в образовательных организациях (Приложение N 4 к Правилам обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда), а процесс обучения по охране труда для микропредприятий максимально упроститься.
Не менее значительные изменения произойдут и в марте 2023 года.
Появятся реестры Минтруда:
- Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда);
- Реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда;
- Реестр обученных по охране труда лиц.
Сведения, содержащиеся в Реестре юридических лиц, будут открытыми, а вот Реестр обученных лиц будет доступен только Минтруду и Федеральной службе по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами.
Кроме того, работодатель, чтобы проводить обучение работников по охране труда, должен будет зарегистрироваться в информационной системе охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ.
Также с 1 марта 2023 года с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будет осуществляться проверка знаний по ОТ у следующих лиц:
- руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
- руководителей и преподавателей организации или ИП, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
- руководителей подразделений по охране труда и специалистов ОТ.