Комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР)
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в природоохранное законодательство Российской Федерации, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Предприятия 1-ой категории опасности должны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение для объектов 1 категории заменит собой ранее разделенную природоохранную документацию. Работы, которые ранее проводились в рамках проектов ПНООЛР, НДВ НДС, теперь служат основой формирования КЭР.
В этой статье мы рассмотрим основные положения, которые нужно знать для получения этого документа. Можете читать последовательно, или сразу же нажать на ссылку в оглавлении - это позволит быстрее найти нужный раздел.
- Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – что это такое?
- На каком основании требуется получить разрешение?
- Кто обязан получить комплексное экологическое разрешение
- На какой срок выдается комплексное экологическое разрешение
- Сроки рассмотрения КЭР
- Когда нужно подавать заявку на получение КЭР
- Что содержится в заявке на получение КЭР
- Порядок разработки документации для получения КЭР
- Ответственность и штрафы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду
КЭР - это единый комплексный документ, который содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды, с учетом соответствия производства принципам наилучших доступных технологий (НДТ). Если же производство не соответствует принципам НДТ - требуется подготовить и утвердить программу повышения экологической эффективности, которая позволит в перспективе до 7 лет достичь соблюдения данных принципов на производстве.
- Необходимость получения комплексного экологического разрешения определена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7 "Об охране окружающей среды";
- Положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельными законодательными актами Российской Федерации определены сроки вступления в силу нового законодательства, согласно которого требуется разработка КЭР, а также нюансы переходного периода;
- Технологические нормативы рассчитываются на основании Приказа Минприроды РФ от 14.02.2019 № 89;
- Обязательно для ОНВ⃰ I категории;
- ОНВ II категории вправе (но не обязаны) получить при наличии соответствующих отраслевых ИТС⃰⃰ ⃰ по НДТ.⃰ ⃰ ⃰
* ОНВ - объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
** ИТС - информационно-технические справочники
*** НДТ - наилучшие доступные технологии
Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет.
Разрешение продлевается на 7 лет при совокупности условий:
- соблюдение установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах и сбросах, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- отсутствие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- своевременное представление отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомление об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
- выполнение программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
Следует иметь в виду, что государство может отозвать комплексное экологическое разрешение. Такой риск существует, если в течение шести месяцев с начала действия КЭР появится (либо не будет устранено существующее) превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам. Точно так же, КЭР может быть отозвано, если превышены обязательства во временно разрешенным сбросам и выбросам.
После вступления в силу решения суда об отзыве разрешения, а также после снятия объекта с государственного учета, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней размещает информацию об отзыве разрешения на официальном сайте.
- срок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений – 63 рабочих дня со дня регистрации заявки;
- срок рассмотрения заявок по продлению комплексного экологического разрешения – 15 рабочих дней;
- срок рассмотрения заявок по внесению изменений в комплексное экологическое разрешение, по переоформлению КЭР, по исправлению технических ошибок в выданных документах, либо отказ в исправлении ошибок – 10 рабочих дней.
Обратите внимание, что подготовка документов и получение комплексного экологического разрешения в силу его объема и сложности может занимать не менее полугода
Для действующих предприятий: юридические лица и ИП, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР до 01.01.2025
Для новых/реконструируемых: не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
Для тех, кто уже получил КЭР: за четыре месяца до истечения срока действия КЭР.
Юридические лица и ИП, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР до 01.01.2025
Заявка на комплексное экологическое разрешение должна содержать следующую информацию:
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
- код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
- информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
- сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
- информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
- расчеты технологических нормативов;
- нормативы допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;
- обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости её проведения в соответствии с законодательством;
- иная информация, которую заявитель считает необходимым предоставить.
К заявке на получение КЭР при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), прилагаются:
- программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды».
- планируемые временно разрешенные выбросы, сбросы загрязняющих веществ с указанием их объема или массы на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.
- Выезд специалиста на объект для проведения инвентаризации источников выбросов, сбросов, источников образования отходов и сбор исходных данных;
- Анализ документации;
- Консультация Заказчика по оказанию услуги, подбор индивидуального решения;
- Формирование комплекта документов для оказания услуги;
- Разработка документации специалистом, которая включает в себя расчет технологических нормативов выбросов, расчет технологических нормативов сбросов, расчет технологических нормативов физических воздействий, расчет нормативов допустимых выбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности), расчет нормативов допустимых сбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности), расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- Программа производственного экологического контроля;
- Программа повышения экологической эффективности (при необходимости);
- Получение комплексного экологического разрешения.
- ст 8.47. КоАП РФ (осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения) штраф на долж. лиц - от 4 000 – 10 000; на юр. лиц - от 50 000 – 100 000;
- ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) штраф на долж. лиц - от 2 000 – 5 000; на юр. лиц - от 20 000 – 100 000.
При отсутствии КЭР – плата за размещение отходов и ТКО рассчитывается с учётом повышающего коэффициента 25, для выбросов и сбросов – с учетом коэффициента 100.